h1

Есенин

22 февраля, 2013
ЕсенинФильм, основанный на реальных фактах и большом количестве документальных, архивных и фотоиллюстративных материалов, является попыткой осмыслить одну из версий трагической гибели великого русского поэта Сергея Есенина.
Действие картины разбито на два временных периода: история начинается в 80-е годы прошлого века, а затем переносится в годы 20-е. Последние годы жизни гения – скандалиста, бунтаря, талантливейшего поэта, обладающего уникальным даром провидения. Его отношения с властью, с друзьями, с женщинами…
Перед глазами зрителя проходит масса исторических персонажей, имена которых знает весь мир, в блистательном и неожиданном исполнении Константина Хабенского (Троцкий), Романа Мадянова (Киров), Гоши Куценко (Яков Блюмкин), Андрея Краско (Сталин), Александра Мезенцева (Дзержинский), Николая Качуры (Максим Горький), Андрея Руденского (Александр Блок), Евгения Дятлова (Маяковский) и др. В фильме заняты звезды американского кино Шон Янг, сыгравшая роль возлюбленной поэта танцовщицы Айседоры Дункан, и Гари Бьюзи в роли Зингера, ее бывшего мужа.
1985 год. Следователь МУРа, подполковник Александр Хлыстов (Александр Михайлов), неожиданно получает по почте анонимное письмо. В конверт вложена фотография, на которой запечатлен поэт Сергей Есенин, только что вынутый из петли. Никакой записки, никаких объяснений. Конечно, снимку не менее 60 лет, он сильно потемнел и обветшал. Странгуляционная полоса на шее погибшего просматривается отчетливо, но опытный патологоанатом, случайно увидевший фото, сразу же замечает признаки насильственной смерти, ускользающие от глаза непосвященного. Друг Хлыстова, генерал КГБ Симагин советует не лезть в это дело: слишком много времени прошло. Да и официальной версии гибели поэта – самоубийства – никто не отменял. Но азарт сыщика берет верх. Хлыстов решает провести собственное расследование: ведь почему-то фотографию послали именно ему. Какие же причины заставляют неизвестного отправителя действовать тайно, и что произошло на самом деле в далеком 1925 году? Чем глубже подполковник погружается в изучение жизни и загадочной гибели Есенина, тем больше узнает новых фактов и таинственных обстоятельств этой истории. Теперь в его распоряжении несколько версий смерти поэта. Кажется, что разгадка уже близка. Но события принимают неожиданный оборот…
1 серия. 1985 год. Москва, Петровка, 38. Следователь МУРа Хлыстов получает по почте анонимное письмо с фотографией мертвого человека, но поначалу не придает этому никакого значения. Однако странным образом снимок, на котором изображен Сергей Есенин, как будто преследует его. Судмедэксперт, случайно увидевший фото, абсолютно уверен: смерть человека, изображенного на нем, имела насильственный характер. Друг Хлыстова, генерал КГБ Симагин, взглянув на фотографию заключает: человек не похож на самоубийцу. Однако, узнав, кто на ней изображен, он советует подполковнику не лезть в это дело. Но Хлыстов, вопреки всем уговорам, решает заняться частным расследованием и погружается в изучение биографии Есенина.
1915 год. Есенин приезжает в Петербург и приходит к Александру Блоку. У него знакомится с Сергеем Городецким, который вводит молодого поэта в Петербургский литературный кружок. Вскоре Есенина забирают в армию в санитарный батальон Царскосельского полка. Императрица Александра Федоровна, наслышанная о поэте, решает собственными глазами посмотреть на самородка, о котором говорит весь Петербург. В знак благодарности за проникновенные стихи и в память об этой встрече Есенин получает от императрицы памятные золотые часы…
2 серия. 1985 год. Рязанская область. Самохин в мельчайших подробностях описывает Хлыстову все, что случилось много лет назад в гостинице Англетер. Он долго хранил свою тайну, терзаясь страхами. Теперь вышел на пенсию, терять уже нечего, да и времена изменились: гласность. Но главное — совесть замучила. Ведь самоубийство – страшный грех. Человек, наложивший на себя руки, – трус. А Есенин трусом никогда не был. Хлыстов начинает искать пути, чтобы получить доступ к архивам КГБ…
Москва, 1921 год. Следователь ЧК допрашивает задержанного Есенина: тот в пьяном виде устроил скандал в кафе «Домино», сквернословил, наносил физические и словесные оскорбления гражданам и сотрудникам рабоче-крестьянской милиции. Есть свидетели. Есенин в отчаянии: ситуация может закончиться для него очень печально. Но на помощь приходит член ЦК КП Яков Блюмкин, который берет поэта на поруки…
3 серия. Симагин уверяет Хлыстова, что никаких тайн в деле Есенина нет. Вся информация, которой теперь обладает подполковник, предоставлена с его помощью. Поэта неоднократно привлекали за хулиганство, и сразу же выпускали. Значит, хорошо относились, берегли. Его сочинения многократно переиздавались. Но доводы друга порождают у Хлыстова массу новых вопросов. И он продолжает упорно искать ответы…
1922 год. Москва. Кремль. Троцкий радушно принимает Есенина, цитирует его стихи, хвалит: зорок, лиричен, неповторим. Лучше про деревню не пишет никто. Троцкий искренне верит, что Есенин готов понять, а главное – принять необратимые перемены в крестьянском сознании. Он предлагает организовать большую творческую поездку по стране. Это уникальная возможность выступать перед рабоче-крестьянской аудиторией, перед молодежью. Есенин соглашается и вместе с друзьями и соратниками отправляется в Ростов…
4 серия. 1985 год. Сотрудник, сопровождающий Хлыстова в архив института им. Склифосовского, объясняет: срок хранения историй болезни – всего 25 лет. Шансов обнаружить карту Есенина нет. Но Хлыстову везет. Служащая находит старый журнал регистрации: Есенин Сергей Александрович поступил 13 февраля 1922 года в 23.30 с рваной раной левого предплечья. О резаных ранах – ни слова…
1922 год. Шереметьевская (ныне им. Склифосовского) больница. Есенин читает в палате стихи раненным и медсестрам. Неожиданно, сотрудники ГПУ Симагин и Алешин, появившиеся в кабинете главврача, требуют выдать скрывающегося в больнице поэта. У них есть ордер на его арест. Главврач отказывается подчиниться, и, как только посетители уходят, звонит Бениславской. Благодаря ее стараниям Есенина переводят в Кремлевскую больницу. Вскоре он окончательно поправляется. А некоторое время спустя, узнает, что знаменитая танцовщица Дункан — в России. Забыв про свой вечерний концерт, Есенин мчится в театр, и впервые видит выступление Айседоры…
5 серия. 1985 год. Хлыстов приходит в старый особняк на Пречистенке, где в 20-х годах жили Айседора Дункан и Есенин. По личному распоряжению Луначарского дом был отдан под школу танцев. Айседора готова была сидеть на воде и хлебе, лишь бы иметь возможность преподавать русским детям. Она искренне верила в коммунистическое будущее России и любила ее страстно. Так же страстно она полюбила и Есенина, молодого и гениального, с которым готова была делить все лишения и тяготы. Это был глубокий и красивый роман, хотя Дункан не говорила по-русски, а Есенин – по-английски.
1922 год. Есенин сидит с друзьями в «Стойле Пегаса». Увидев двоих в форме, пришедших его арестовывать, поэт пытается скрыться. Завязывается драка, и Есенин попадает в милицию. К нему в камеру сажают провокатора с целью выведать информацию о манифесте Ганина…
6 серия. 1922 год. Италия. Лидо. Путешествие молодых супругов – Есенина и Дункан — омрачает первая крупная ссора, едва не закончившаяся трагически. Но в целом Есенин доволен зарубежным турне: Европа принимает его хорошо, публика ломится на каждое выступление. На пароходе он встречает соотечественника, поэта Владимира Ветлугина, и просит его поработать личным переводчиком. Тот охотно соглашается. А впереди — Америка, выступление в Карнеги-холл…
7 серия. 1923 год. Берлин. Есенин устраивает драку в ресторане. Он страдает, душа его рвется домой, в Россию. Пропасть непонимания между ним и Айседорой становится все глубже. Обоим очевидно, что разрыв неизбежен. Вернувшись в Москву, они прощаются навсегда. Есенин отправляется в родное село Константиново…
1985 год. Хлыстов приезжает в гостиницу «Англетер». Он хочет своими глазами увидеть номер, где произошла трагедия…
8 серия. 1923 год. Есенина вызывает Троцкий и предлагает ему, как лучшему поэту России, возглавить новый литературный журнал. Есенин категорически отказывается, хотя и понимает, что рискует навлечь на себя гнев высокого покровителя.
Неожиданный и болезненный удар — предательство лучшего друга Мариенгофа -Есенин переносит стойко. Он снова влюблен, его муза — Августа Миклашевская…
9 серия. 1925 год. Неприятности сыплются на Есенина одна за другой: нелепые обвинения, непонимание, суд. Друзей почти не осталось. Объяснение с Бениславской заканчивается ссорой и расставанием. Жить негде, денег нет. По приглашению 2-го секретаря ЦК Азербайджана Петра Чагина Есенин отправляется в Баку…
1985 год. Вместе с Леной Хлыстов пытается разобраться: кому же была выгодна смерть Есенина? Он рассматривает любые версии, даже самые нелепые: убийство с целью ограбления или из ревности. У Бениславской был мотив. Лена не согласна, Галина любила поэта и простила ему все, даже свадьбу с внучкой Л. Н. Толстого.
10 серия. 1985 год. Хлыстов приезжает к отцу Иоанну. Его дед в те страшные времена совершил молебен по новопреставленному Сергею Есенину. Молебен по самоубийце – грех сатанинский. Что же знал священник, раз решился совершить обряд?
1925 год. Есенин нервничает. Вызов на Лубянку, знакомство с Дзержинским, странный, неприятный разговор, предложение подлечиться в Кремлевской больнице. Известие о расстреле Ганина, смерть Фрунзе. Поэту кажется, что за ним следят. Он боится, что его могут убить в любой момент. Анна Берзинь предлагает переждать опасный период в больнице имени Ганушкина…
11 серия. 1985 год. Симагин передает Хлыстову копию акта судебно-медицинской экспертизы из архива МВД, откуда следует, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Сомневаться в подлинности этого документа у подполковника нет никаких оснований. Что ж, следствие можно считать законченным. Но неожиданный звонок Самохина резко меняет дело…
1925 год. Москва. Политическая борьба накануне 15 съезда ВКП(б) обостряется. Сталин рвется к власти. Положение Троцкого и Каменева довольно шаткое. Вместе с сотрудником издательства Сашей Тарасовым-Родионовым Есенин живо обсуждает сложившуюся ситуацию, даже не предполагая, какими трагическими последствиями обернется для него излишняя откровенность…

Этот фильм построен по законам детективного жанра, но по размаху ближе к киноэпопее. Его география охватывает половину земного шара: Россия, Германия, США, Италия. Время действия переломное. Трагедию войны 1914 года сменяет катастрофа Октябрьской революции, – разруха, голод, террор. Власть насаждает «пролетарское» искусство. На фоне трагической истории страны разворачивается не менее драматичная личная история.

Следователь МУРа, полковник Александр Хлыстов (Александр Михайлов), получает по почте старинную фотографию: на ней запечатлен Есенин, только что вынутый из петли. По правилам следователь должен дать делу законный ход. Но Хлыстов, сделав себе исключение, решает заняться частным сыском и с головой погружается в изучение жизни Есенина и его загадочной гибели. В ходе расследования у Хлыстова возникает множество версий таинственных обстоятельств смерти поэта и кажется, что он уже близок к разгадке. Но события принимают неожиданный оборот…

Для исполнителя главной роли, Сергея Безрукова этот фильм – воплощение его заветной мечты.«Семь лет я играл Есенина в театре, потом появилась идея снять фильм, но осуществить ее оказалось делом нелегким. По истечении трех лет мной овладело страшное отчаяние. Но когда начались съемки, я был безмерно счастлив. «Упаднический», «кабацкий», алкоголик, праздный гуляка и хулиган – такие эпитеты, применяемые к великому русскому поэту для меня звучат кощунственно и противно. Есенин был светлым человеком, и что касается связанных с его именем скандалов, то их можно расценивать как яркую форму протеста против режима, умерщвляющего личность».

Режиссер Игорь Зайцев говорит, что одна из задач фильма – снять с Есенина клеймо самоубийцы:«это клеймо — большой груз. Наш фильм предлагает новую версию его смерти. Есенин хотел быть свободным, но в Советской России это оказалось невозможным. Он определил свою судьбу с момента, когда выбрал «политическую крышу».

С одной стороны, в фильме все построено на исторических фигурах, и событиях. С другой стороны, что это был за человек – Сергей Есенин — мы можем только предполагать. Есть драматическая ситуация, документы, факты, и наше воссоздание образа…».

Декоратор Елена Елисеева о создании атмосферы картины:

«Мы не столько старались быть достоверными в изображении конкретных предметов, сколько создать художественными средствами обобщенный и убедительный образ эпохи. Мы фантазировали, иногда допускали сознательные преувеличения, выстраивали декорации по принципу метафоры. Например, салон Зинаиды Гиппиус, задумали как «странное помещение». В то время, как известно, в среде творческой богемы была в моде экзотика, поэтому салон сделали похожим на восточную опиумную курильню, с красными фонарями и восточными иероглифами. В богемный салон, кстати, удалось преобразить холл гостиницы «Советская», в Санкт-Петербурге».
Материал предоставлен Первым каналом специально для «Эхо недели» 

Оставьте комментарий